Все для успешной работы НКО

14 декабря, 2012

Судьба волонтера

Судьба волонтера

История с принятием законопроекта о волонтерстве давняя. Его хотели принять еще в середине 90-х годов. Летом этого года в обществе снова заговорили о принятии законопроекта. Катализатором стала трагедия в Крымске. С первых часов туда устремились сотни добровольцев со всей России. Общество и власть поняли, что волонтерское движение в стране не просто живо, но еще и активно растет. Но идея о принятии отдельного законопроекта вызвало неоднозначную реакцию в обществе. По инициативе  московского отделения «Союза добровольцев России» была сформирована рабочая группа, участники которой обсуждают целесообразность принятия (непринятия) законопроекта. 12 декабря в рамках Законодательной площадки II Съезда волонтеров г. Москвы по инициативе московского отделения  «Союза добровольцев Росси» состоялся круглый стол с участием волонтерских организаций и представителей органов власти.

Директор «Союза Волонтерских организаций и движений» Владимир Хромов – один из тех, кто выступает против принятия законопроекта.

«Есть две причины, по которым закон не нужен: во-первых, на него нет запроса «снизу», то есть со стороны волонтеров, - аргументирует свою позицию Хромов.- Мы активно развиваемся и без принятия такого документа. Это показывают все опросы, дискуссии. Во-вторых, волонтерство сложное многогранное явление: кто-то помогает людям, кто-то защищает животных, кто-то работает в условиях города, а кто-то и в условиях ЧС.  Кроме того, в Интернете есть множество волонтерских сообществ, где количество участников может достигать десятков тысяч. Деятельность волонтеров разнообразная и охватить ее одним законом вряд ли удастся. Если же закон все-таки будет принят, то он будет узконаправленным и вынудит волонтеров уйти в тень».

Хромов считает, что правовая база для работы волонтеров сегодня есть.

«В Конституции сказано, что государство поощряет активность граждан, направленных на выполнение общественно-полезных целей. Кроме того, есть Гражданский кодекс, позволяющий заключать договора между волонтерами НКО и государственными организациями. Третий момент: закон «О благотворительной деятельности», содержащий основы для волонтерской работы в социальной сфере. Есть еще закон «Об общественных объединениях», где предусмотрено форма существования гражданских инициативных групп в незарегистрированной форме. Таким образом, нельзя сказать, что законодательных основ нет. Они есть, и волонтеры могут использовать уже имеющиеся нормы», - заявил он.

Однако сторонники законопроекта считают, что договорных отношений и перечня норм в ГК явно недостаточно для защиты интересов волонтеров. Так заместитель председателя Совета МРО РОССОЮЗСПАС Петр Кутуков считает, что «законодательное закрепление статуса волонтера поможет государственным организациям работать с ними в нормальном режиме».

«Есть статус добровольного пожарного, есть статус спасателя-добровольца. Однако нет статуса волонтера. Для работы в спасательных и чрезвычайных ситуациях волонтеры должны быть подготовлены. Это касается, кстати, и гуманитарных программ. К примеру, волонтеры, которые занимаются сбором гуманитарной помощи в районы ЧС и бедствий, по закону не могут рассчитывать на поддержку государства. Почему так несправедливо?», - возмущается Кутуков.

Его в этом вопросе поддержал заместитель начальника управления ФСКН по Москве Александр Простокишин.

«Например, волонтер во время акции сломал ногу. Кто ему обеспечит лечение, страховку? Он, конечно, может купить полис ДМС. Но было бы правильней, чтобы страхование жизни и здоровья ему обеспечило, как волонтеру, государство или организация, которая сотрудничает с ним. Законопроект должен предусмотреть социальную защиту волонтеров. И в этом его главный плюс. Поймите, никто не хочет зарегулировать добровольческое движение. Наоборот, речь идет о стимулировании», - считает наркополицейский.

Председатель Молодежного общественного совета ЦАО Москвы Вадим Ковалев вообще считает, что закон необходим волонтерам из регионов.

«Законопроект о волонтерах нужен, прежде всего, не Москве и Петербургу, а регионам. Слово «волонтер» в московской среде воспринимается, а в регионах оно зачастую вызывает недоумение. А поскольку возникает недоумение, то соответственно сложнее выстраивать взаимодействие с органами власти, МЧС, полицией и т.д. Закон бы снял эти вопросы. Закон о волонтерах носит рамочный характер, а не регулятивный характер», - заявил Ковалев.

Сегодня в законодательстве понятие «волонтер» затрагивает только проведение и организацию Олимпийских игр в Сочи. В конце 2010 года был принят закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», где есть понятие «доброволец». Там было указано, что между юридическими лицами и волонтерами могут заключаться гражданско-правовые договора, имеется оплата проезда, питания. Кроме того, были внесены поправки в закон о страховых взносов, освобождающих волонтерскую работу от уплаты данных отчислений. Но если власть все же решила, что закон о волонтерах появится, то, скорее всего, так и будет. В этом случае документ должен быть не запретительным, а стимулирующим.

«Уверен, что 99,9 % волонтеров выступают против принятия законопроекта, поскольку он на корню уничтожит деятельность, как таковую. Все возможности уже сейчас прописаны в действующем законодательстве. Если волонтеру необходимы какие-то гарантии, то он может заключить договор с НКО, с муниципальными, региональными органами власти. Если же власть все-таки решит провести этот закон, то наша позиция такова: он должен быть не регулирующим, а стимулирующим. Тогда волонтерство будет развиваться и дальше. Хотя замечу, что добровольческой деятельностью люди занимаются бескорыстно, без всяких преференций и бонусов», - считает волонтер, фотограф Дмитрий Алешковский.

По итогам заседания рабочей группы участники сформулировали свои предложения, которые  будут переданы на обсуждение руководителю рабочей группы по разработке законопроекта члену Совета Федерации Александру Борисову.